понедельник, 27 октября 2014 г.

История одного ремонта сапог из ЭВА со счастливым концом

Сапоги "Диггер"

В начале осени я озадачился двумя вопросами: "почему у меня нет резиновых сапог?" и "как я без них обхожусь?" :) Не, у меня есть болотники из ПВХ, Salmo 242, но они тяжеловаты (1,5 кг) и далеко не всегда практичны, особенно в лодке. Да и в лес по грибы ходить в болотниках неудобно.

Одним словом, озаботился я покупкой простых резиновых или ПВХ сапог. Однако в процессе поисков выяснилось, что в природе существуют также сапоги из великого материала - вспененного этиленвинилацетата (ЭВА). Невесомые, мягкие, подошва толстая и упругая, отличный термоизолятор - просто мечта. Нашел, где подешевле и купил, модель "Диггер". Единственно, их минимальный 41-й размер равен примерно реальному 44-му, но войлочные стельки и толстые носки еще никто не отменял.


Как выяснилось, ко всем своим достоинствам вспененный ЭВА имеет один существенный недостаток - низкая стойкость к локальным механическим воздействиям, довольно легко режется и протыкается. Первые две вылазки на рыбалку сапоги перенесли прекрасно, а вот с третьей, в лес по грибы, левый вернулся тяжело раненым, сквозной треугольный разрыв сантиметровой ширины на уровне щиколотки, на сучок напоролся (свежий разрыв, к сожалению, не был запечатлен). В общем, я настоятельно не рекомендую в ЭВА сапогах лазать по бурелому, уж лучше тяжелые ПВХ или резинки потаскать, зато целее будут.

И понеслось. Сначала, со  свойственным мне оптимизмом, я посчитал, что ремонт сапог - не шибко хитрая задача, благо руки вроде из плеч растут. Материал толстый, около 2 мм, и я решил сначала обойтись без заплаток, клей по идее должен схватить торцы разрыва и получится прочно и красиво. Изнутри наклеил заплатку из суперленты, чтобы клей внутрь не затекал, залил обезжиренный разрыв универсальным "Моментом", сверху наложил кусок бумажки, придавил трехлитровой банкой с водой и спокойно отправился спать. Утром, при попытке отделения бумажки, вместе с ней от разрыва легко и непринужденно отделилась и застывшая клеевая пробка. Ну вот нисколько не прихватилась :(.

К следующему акту склеивания я подошел более основательно: купил резиновый клей и заплатки из мягкой резины для ремонта велосипедных камер (такие, снизу оранжевые, сверху черные). Эх, догадаться бы сразу, что ЭВА все-таки не резина... Заплатка вроде бы прихватилась, легким движением руки я ее от сапога отделить не смог, да и выступившие наружу излишки клея от сапога отклеились с изрядным трудом. Погружение в воду отремонтированное место тоже выдержало успешно. Неприятный сюрприз ждал меня на очередной рыбалке - заплатка отклеилась из-за деформации сапога при ходьбе. Естественно, в воде :(

Цианоакрилатом (суперклеем) даже пробовать не стал. Неэластичный он, да и с водостойкостью у него не очень.

Настала пора гуглить. На первом же попавшемся форуме опытные люди сразу разъяснили, что распространенные универсальные клеи для ЭВА совершенно не подходят, ибо оно есть пластик c низкой поверхностной энергией :). Рекомендуются же для склеивания ЭВА хитрые заморские клеи Elmer's P9415, Elmer's E9415, 3M DP8005, которые клеят совсем всё, но их надо незадёшево покупать на Amazon или Ebay и ждать многие недели с замиранием сердца. А времени ждать нет, жидкая осенняя вода скоро кончится, новые сапоги покупать не даёт жаба, как же, эти-то только три раза надел. К счастью на этом же форуме проскочила туманная мысль, что обычный термоклей в пистолете как бы тоже ЭВА, только не вспененный, и клеить должен.


Сначала я потренировался на кошке давно порванном шлепанце. Оно склеилось! И тогда я заклеил сапог. Изнутри все та же технологическая заплатка из суперленты, в раскрытый разрыв не жалея налил термоклея и сверху рукой на полминуты придавил широким рулоном той же суперленты. У нее внешняя поверхность из полиэтилена, глянцевая и слегка маслянистая, и термоклеем не схватывается. Клея было много, поэтому он большей частью выдавился наружу и образовал этакую заплатку. Поскольку рулон суперленты относительно мягкий и слегка деформируется при надавливании, заплатка получилась немного выпуклой. Если придавливать чем нибудь твердым и плоским, например обрезком керамической плитки или плоскостью какого-нибудь металлического или стеклянного предмета (дном стакана? :), то заплатка получится плоской. Только сначала убедитесь, что термоклей не приклеивается к прижиму. Тонкие края заплатки примерно на миллиметре ширины от сапога отклеились, и я их дополнительно подплавил зажигалкой и еще раз прижал. Кстати, перед заливкой термоклея наверное не помешает слегка расплавить зажигалкой и края разрыва/пореза.

Заклеенная дырка после ходовой рыбалки
Потом я полчаса ходил в сапогах по квартире, потом минут пять по полной ванне. На следующий день я надел сапоги на рыбалку, там я, естественно, тоже много ходил, в том числе и по воде. После рыбалки видимых повреждений отремонтированного места не обнаружено, склейка не течет. Буду надеяться, что эти сапоги еще послужат, но в лес больше не надену :).

А крутых клеев от Elmer's и 3М я себе обязательно на будущее прикуплю. Хвалят еще "Космофен" для ПВХ, но это уже другая история.

4 комментария: